Цифровизация за 100 млрд
Программу «Цифровая экономика» по поручению Владимира Путина разработали несколько профильных министерств, основной исполнитель — Минкомсвязи. Затраты на нее сейчас оцениваются в 100 млрд руб. ежегодно, рассказал на совещании министр связи Николай Никифоров. Около двух третей этих средств уже заложены в бюджет, еще одну треть предстоит добавить, уточнил он позднее РБК. Программа должна действовать в формате трехлетнего плана и ежегодно уточняться.
Переход к цифровой экономике — беспрецедентный проект, заявил Путин. «Его действительно сравнивают с теми прорывными преобразованиями, которые на разных исторических этапах позволяли России сделать серьезный шаг вперед, укрепить свою позицию в мире; в их ряду строительство железных дорог в конце XIX века или электрификация страны первой половины XX века», — подчеркнул президент.
Путин увлекся цифровой экономикой, сказал на Петербургском экономическом форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Могу без прикрас вам сказать, что президент полностью заболел этим, понимая, что значительные темпы роста базируются на цифровой экономике и технологическом лидерстве». Сам президент в ходе прямой линии заявил, что «здоров», но отметил, что «без перехода к новому технологическому укладу у российской экономики, а значит, у страны нет будущего».
Согласно программе к 2024 году в России должны появиться минимум десять высокотехнологичных и конкурентоспособных на глобальном рынке компаний в сфере IT, десять платформ для основных отраслей экономики и 500 малых и средних компаний, занимающихся цифровыми технологиями. Доля России в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных должна составить 10% вместо нынешнего 1%.
Программа предусматривает снижение объемов закупаемого госорганами иностранного оборудования и софта и введение преференций для отечественных производителей. Никифоров на совещании у президента сказал, что всего план предусматривает появление «базового слоя» из пяти составляющих: инфраструктуры, нормативной базы, технологических заделов, кадрового потенциала и информационной безопасности.
Государство не будет напрямую финансировать создание цифровой экономики, заверил Никифоров журналистов, вложения бизнеса будут гораздо больше. Ранее обсуждалось, что для финансирования программы будет создан специальный фонд. К идее обособления средств скептически относится Минфин, поделился глава Минкомсвязи, но такие прецеденты уже есть, в частности дорожный фонд. Конечных решений о том, создавать ли фонд цифровой экономики, пока нет, следовало из слов министра, дискуссии по этому поводу еще ведутся в правительстве.
Кадры и перекошенный рынок
Основные проблемы для перехода к цифровой экономике перечислил Герман Греф. Существует «гигантский дефицит кадров» для работы с искусственным интеллектом, который вскоре «заполнит все», жаловался он. Программу специализации нужно ввести и для блокчейна, добавил глава Сбербанка. Кроме того, государству, по его словам, нужно быть аккуратнее с регулированием криптовалюты: «Власти сказали, что запретят виртуальную валюту — сразу же громадное количество дата-центров, занимающихся майнингом, и технологических стартапов переместилось за рубеж».
Герман Греф (Фото: Алексей Смышляев / Интерпресс / ТАСС)
Как рассказал Греф, есть вещь, с которой бизнес сам не справится, — разработка сверхбыстрого и сверхмощного квантового компьютера: «Здесь нужна серьезная помощь со стороны государства». Совместная программа с государством нужна и в робототехнике. Еще одна крупная проблема — кибербезопасность: «Ни одна компания не может защититься от хакерских атак сама». Наконец, к цифровой экономике не приспособлены нынешние модели управления и госуслуг, считает Греф.
В переходе к цифровой экономике существует «большая развилка», подытожил глава Сбербанка: «Все диджитальные компании будут выживать глобальные». А конфигурация российского рынка не позволяет ему оставаться конкурентоспособным, в частности, этому мешают санкции. Это наиболее важный вопрос, о котором «нужно очень серьезно подумать и принять решение», заключил Греф. Сам Путин сказал, что в этой области России нужно совершить рывок. Нельзя опоздать и попасть в «полную зависимость» от тех, у кого получится перейти к цифровой экономике, предупредил он, но нужно учесть риски и скорректировать дальнейшие планы.
Автор: Антон Фейнберг.
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/economics/05/07/2017/595cf9949a79476961ee563f